пятница, 8 февраля 2013 г.

до какого числа будет клятва в кино

С 30-х годов типовой сценарий участия Сталина в гражданской войне строился по одной схеме. На фронте все плохо. Белые наступают, у красных полное разложение, происки врагов, изменников и военспецов, которые то ли сознательно занимаются вредительством, то ли физически не в силах постичь своим зашоренным умом премудростей классовой стратегии, то ли просто безграмотны в своей профессии, а немногочисленные красноармейские части держатся из последних сил, вцепившись в землю зубами. Нужны архисрочные и экстренные меры, иначе всему конец. В качестве последнего средства партия или лично Ленин посылают на место неразлучную троицу Сталина, Ворошилова и Буденного. Задача второго смотреть Сталину в рот, дело третьего рубать, больше от него ничего не требуется. Товарищ Сталин быстро просвещает всех, в том числе военспецов, по части классовой стратегии и тактики, ликвидирует сначала внутренних врагов, затем белых революция спасена. На поражениях пропаганда предпочитала внимания зрителей лишний раз не заострять, элегантно ставя точку на ближайшем подходящем месте.

«Х/ф «Ленин в 1918 году». В роли И.В. Сталина Михаил Геловани, в роли К.Е. Ворошилова Николай Боголюбов»

Сталин военного образования не имел, но при этом профессионалов специалистов военного дела не переносил. Боевыми частями не командовал никогда и всю гражданскую войну провел в реввоенсоветах с результатами, по меньшей мере, небесспорными.

Над созданием канонического образа Сталина – великого полководца и организатора побед Красной армии, работали в первую очередь военные, причем на самом высшем уровне. Переписывание истории под предлогом восстановления исторической правды началось вскоре после окончания гражданской войны с широко известной публикации наркома Ворошилова «Сталин и Красная армия» (1929 г.), далее тему подхватили и творчески развили вовремя сориентировавшиеся и перестроившиеся «царицынцы» и «первоконники». Средства пропаганды тиражировали и внедряли в массы результаты их деятельности, из которой советским людям следовало себе уяснить, что если бы не Сталин не видать бы ни Красной Армии победы, ни России советской власти.

«Великий полководец и организатор побед Красной армии»

В сознание зрителя в очередной раз внедрялась мысль о том, что именно Сталин залог всех успехов, именно с его именем связаны все великие победы. Сталин – это Ленин сегодня, и даже больше, чем Ленин. Кино смотрят все. И – верят.

«Х/ф «Клятва». Реж. Михаил Чиаурели. Тбилисская киностудия, 1946 г.»

В еще большей степени этот образ отработан в «Клятве», за которую Геловани тоже получил Сталинскую премию. Съемки картины завершились весной 1946 года. Для режиссера Михаила Чиаурели это был уже второй фильм о Сталине. Действие охватывает почти два десятилетия, прошедших после смерти Ленина. Свою клятву верности делу Ленина Сталин произносит на Красной площади посреди огромного скопления людей, исключительно эффектно и величественно реализуя, таким образом, идею явления вождя народу.

Роль Сталина в подготовке революции преподносится как особо важная, тогда как Ленин начинает смотреться как проходной персонаж. На фоне держащегося со спокойным достоинством и уверенностью Сталина, Ленин все время суетится, бегает в кадре, размахивает руками, и во всем поддакивает Сталину, который, хотя формально и ведет себя безупречно корректно по отношению к любимому учителю, но исключительно как в той поговорке про шею и голову.

В другом эпизоде Сталин отчитывает делегацию очередных контрреволюционеров. Внезапно за спиной Сталина в дверном проеме появился Ленин, постоял, послушал, махнул рукой, развернулся и ушел мол, тут и без меня управятся. И даже вопрос о том, останется Ленин в Петербурге или уедет, спасаясь от возможного ареста, решает не Ленин, а Сталин, который обеспечивает ему уход с явки – он отвечает за личную безопасность вождя.

Малозначительная, на первый взгляд, но характерная деталь на съезде, реагируя с места на реплику оратора о том, что сейчас нет такой партии, которая могла бы вывести страну из анархии, Ленин с места бросает в зал хрестоматийно известную реплику «Есть такая партия», и поворачивается к следующему за ним тенью Сталину, словно бы спрашивает его мнения. И тот одобрительно кивает.

На экране появляется молодой, обладающий безусловной личной харизмой Сталин – редактор газеты «Правда». Пламенный революционер, мудрый политик и настоящий большевик (которого украшает скромность), у которого ищет поддержки сам Ленин (его в фильме играет К. Мюффке).

Более того, соображения политической конъюнктуры заставили создателей фильма несколько сместить акценты в вопросе о том, кто здесь главный. Эффект достигался за счет деталей, мелких эпизодов и исключительно игрой актеров.

На этот мифологический образ работала уже первая картина с участием Геловани «Великое зарево», за которую актер впоследствии получил Сталинскую премию.

На контрасте с несгибаемым, верным учеником Ленина те деятели оппозиции, которым еще было дозволено появляться в кадре, представлялись в нарочито гротескном виде, мельтешащими пигмеями, в лучшем случае путающимися под ногами и несущими откровенную антигосударственную ересь, в худшем прямыми врагами и изменниками. Троцкому с 30-х годов в советском кино места уже практически не было, зато его следы неизменно присутствовали в больших количествах в виде троцкистских вредителей, диверсантов, убийц, шпионов и государственных изменников.

P«Х/ф «Ленин в 1918 году». Реж. Михаил Ромм. Мосфильм, 1939 г. В роли В.И. Ленина Борис Щукин, в роли И.В. Сталина Михаил Геловани»

Таким способом подчеркивалась легитимность и преемственность политической власти от основателя советского государства непосредственно к Сталину.

«Верный ленинец».

(Начало -PМаска, кто ты?)

Маска, кто ты? : Кавказская политика

Комментариев нет:

Отправить комментарий